НОВОСТИ КОМПАНИИ «ВИНТЕГРА»

В АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 ГОДА КОМПАНИЯ «ВИНТЕГРА» ПРОВЕЛА ОБСЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В августе–сентябре 2013 года наша компания провела обследование информационных систем (ИС) органов государственной власти (ОГВ) Московской области (МО). Обследование проводилось с ориентацией на современный подход к функционированию электронного правительства, основанный на представлении о государстве как поставщике услуг.

К указанной дате ясная структурированная информация о государственных услугах (то есть, об основной «продукции» государственных органов) оставалась в целом недоступной для общества, несмотря на наличие большого числа государственных сайтов и порталов. В результате, с одной стороны, власть стремится опережать общество, предоставляя электронные услуги при отсутствии свободного доступа к интернету идентифицированных граждан, а с другой – отстает от него все больше и больше, не предоставляя информации о своей «продукции» даже для тех граждан, которые пользуются интернетом.

Одним из важных результатов обследования, соответствующих современному пониманию электронного правительства, являлись анализ и оценка покрытия автоматизацией всех государственных услуг (функций), предусмотренных в Положениях о министерствах, управлениях и комитетах, входящих в состав правительства Московской области.

По результатам обследования сделаны следующие выводы:

1) Не реализовано ни одного программного веб-сервиса в эксплуатируемых ИС.
2) Не автоматизировано предоставление большинства государственных услуг (функций) правительства Московской области.
3) С учетом субподрядных организаций при разработке крупных ИС, общее количество организаций-разработчиков ИС может превышать 50 (пятьдесят). Это существенно осложняет координацию работ по автоматизации, особенно при отсутствии каких-либо регламентирующих документов и стандартизованных архитектурных решений.
4) ИС создавались и продолжают создаваться хаотично – нет ни единых архитектурных требований, ни ориентации на состав и содержание предоставляемых услуг.
5) Ограничено применение информационно-коммуникационных технологий для информационного межведомственного взаимодействия органов власти и информирования граждан при предоставлении государственных услуг.
6) Сегодняшний уровень развития информационно-телекоммуникационной среды ОГВ МО не обеспечивает полноценного доступа к информационно-коммуникационным сервисам ОГВ МО и в целом не позволяет использовать преимущества современных информационно-коммуникационных технологий.

Специалистами группы компаний даны следующие рекомендации:

1) Разработать План перехода к архитектуре информационных систем правительства Московской области (далее – План), основанный на современном понимании деятельности электронного правительства в среде электронного государства, и учитывающий современные архитектурные тенденции (такие, как архитектура, ориентированная на данные).
2) Создать постояннодействующий архитектурный комитет, возглавляемый главным архитектором проекта, с целью разработки основополагающих документов и координации работ по реализации Плана.
3) Свести до минимума финансирование работ по автоматизации министерств, комитетов и управлений правительства Московской области до разработки и реализации Плана. После этого финансирование работ согласовывать с архитектурным комитетом.
4) Под контролем архитектурного комитета необходимо, в частности, разработать:

  • проект «Стандарта «Единой архитектуры автоматизированных информационных систем органов государственной власти Московской области» (далее – Стандарт);
  • проекты нормативно-распорядительной документации регламентирующей использование Стандарта;
  • план по внедрению Стандарта в практику работы ОГВ МО;
  • проекты нормативных правовых актов, ориентированных на реализацию положений Стандарта.

5) Первоочередными нормативными документами, обеспечивающими ввод в действие Стандарта должны стать:
  • Регламент создания информационных систем органов государственной власти Московской области;
  • Регламент модернизации информационных систем органов государственной власти Московской области.

6) Для реализации положений указанных регламентов должны быть модернизированы:
  • Реестр информационных систем ОГВ МО;
  • Реестр государственных услуг (функций) ОГВ МО.

7) Стандарт должен использоваться для следующих целей:
  • создание единой региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры для нужд ОГВ МО, а также учреждений, находящихся в их ведении;
  • создание единых региональных инфраструктурных информационных систем общего пользования;
  • обеспечение защиты информации, безопасности информационных систем и баз данных, содержащих конфиденциальную информацию, в том числе персональных данных населения Московской области;
  • развитие системы электронного правительства Московской области;
  • создание и развитие специализированных ведомственных информационных систем;
  • создание и внедрение Региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области.